Иисус улыбнулся и сказал:
— Больше я не дам себя распять, отказываюсь раз и навсегда. Хватит уже.
«Книга всех вещей» Гюса Кейера хоть и маркирована как детская книга, на самом деле говорит о том, о чем обычно с детьми не говорят. Эта история не только о взрослении, фантазиях и солнечном детстве; эта история о крайностях и жестокости, о спасении и вере, об определениях морали и истины, и — о соприкосновении ребëнка с последствиями этих самых «моралей» и «истин».
Нидерландский писатель, лауреат самой престижной в мире детской литературной премии имени Андерсена, Гюс Кейер родился в 1924 году в религиозной семье членов апостольской католической церкви. Сам Гюс признавался, что не помнит, чтобы когда-либо верил в Бога, однако большинство его книг посвящены именно отношениям Всевышнего и человека, вечным вопросам и остросоциальным темам. И о таких серьëзных вещах Кейер говорит с детьми просто, с долей иронии, не теряя глубины.
Действие «Книги всех вещей» происходит в послевоенной Голландии. Главный герой — девятилетний мальчик Томас Клоппер. В его жизни есть мама, папа, старшая сестра Марго, старуха-соседка госпожа ван Амерсфорт, которую дети считают ведьмой, аквариум с рыбками, шестнадцатилетняя девочка Элиза с кожаной ногой и целый мир, полный его фантазий, спасающих его от жестокой реальности.
С одной стороны — волшебная музыка из патефона, способная заставить предметы парить в воздухе, летний град, сбивающий листья с деревьев, и летающие тропические рыбки; с другой — деспотичный тиран-отец, помешанный на вере, контроле и репутации, беззащитная мать, тяжелая послевоенная реальность. Маленький Томас вынужден жить на грани этих миров, реального и эфемерного. И в гости к нему по вечерам и в трудные моменты приходит Иисус, правда, совсем не похожий на жестокого Бога из книг и молитв. И вместе они говорят о том, как непросто им пришлось с отцами: Иисуса по велению Отца за грехи человеческие распяли на Голгофе, а Томаса отец, пытаясь искупить грехи семьи, бьет, унижает, наказывает.
Библейские истории и реальные события, мир настоящий и мифический смешиваются в сознании Томаса: и вот он, осознав, что «Бог молчит на всех языках» и глух к его мольбам о спасении мамы от избиений, будто призывает египетские казни для своего отца из Ветхого завета (их наслал Бог на египетского царя за то, что он не отпускал израильтян домой из рабства): наказание «кровью» и нашествие жаб. Последняя, третья казнь — кульминационный момент «Книги всех вещей». Именно она помогает героям положить конец тирании, раскрывает глаза отцу Томаса и начинает новую главу в жизни семьи.
Сейчас тема домашнего насилия чаще поднимается в СМИ, становится одной из ключевых тем для обсуждения в обществе. Но детских книг или книг для семейного чтения, чтобы обсудить этот вопрос практически нет.
«Книга всех вещей» говорит просто о сложных вещах, учит бороться со страхом, рассказывает, как противостоять насилию. После еë прочтения я долго не могла совладать с чувствами — такой грустной и глубокой оказалась эта история. Я бы рекомендовала ее и детям, и взрослым: первым — для просвещения, последним — для дискуссий. Это совсем не большая история, но она раскрывает многие стороны жизни и отправляет читателя обратно в детство, когда Иисус еще казался чудным длинноволосым дядей, а в середине лета шëл град.
Автор: Лада Червякова (Детская редакция «Живой классики»).