Почему антиутопии так важны для подростков — рассказывает издательство «Качели»

Антиутопии всегда были популярны среди подростков и молодых взрослых, причем не только в литературе. Фильмы и книжные серии с молодыми героями «Голодные игры», «Бегущий в лабиринте», «Дивергент» показали невероятные кассовые сборы и стали культовыми в своем жанре. Мы же обратились к еще более младшей аудитории — к читателям 11-14 лет. Интересно, что отличает героев такого возраста от героев взрослых книг жанра?

Попробуем разобраться на примере книг серии «Послезавтра». Сюда вошли произведения о том, как может измениться привычный мир со дня на день: антиутопии, научная фантастика, постапокалиптика. Эти жанры порой так близки по атмосфере и построению сюжета, что чаще всего смешиваются и оказываются неотделимы. Но нам не столь важно точно назвать жанр, потому что книги серии в любом случае объединяет один прием: моделирование искусственно замкнутого пространства, в котором вынуждены существовать герои. Это пространство существует по своим правилам, в нем выстроена своя иерархия, своя система. Замкнутость усиливается еще и тем, что герои не имеют представления о том, что происходит в мире внешнем, либо утратили историческую и социальную память — живут сегодняшним днем, не зная, как было раньше.

Вот жители Феннис-Вика из книги Кирсти Эплбаум «Середнячок». Городок обнесен боярышниковой изгородью, за которой (якобы!) бушует Тихая война и шныряют грязные опасные бродяги… Старшего ребенка из каждой семьи по достижении 14 лет забирают исполнять великое предназначение — героически сражаться, чтобы дома их родные были в безопасности. Почти никто еще не возвращался. Но только одиннадцатилетняя Мэгги способна всё изменить и выяснить, что всё, на чем стоит жизнь городка, — обман.

А это город Эмбер (автор Джин Дюпро, книга в печати, ждем к осени, в 2008 выходила экранизация), в котором всё работает только на электричестве — вместо солнца тоже прожекторы. Но генератор постоянно ломается, лампочек на Складе почти не осталось, как не осталось и запасов еды и лекарств. Еще чуть-чуть — и город навеки погрузится в непроглядную тьму, где будут лишь голод и болезнь, а мэр бездействует. Только двенадцатилетние Лина и Дун изо всех сил ищут способы, как спасти близких и всех жителей города.

Получается, что герои-подростки расширяют узкий мир — ищут пути выхода из него и чаще всего находят. А возможно это тогда, когда они отделяются от «мы» и обретают «я», становятся личностью, способной действовать и что-то менять. Очень похоже на состояние, проживаемое каждым в бунтарский период 12–14 лет, не правда ли?

Конечно, любая антиутопия — это еще и повод задуматься, как человечеству в реальности не дойти до жизни такой. А дети и подростки — как раз те, в чьих руках будущее. Поэтому именно им мы хотим показать, например, как важно, чтобы мир через десятки лет не оказался погребен под слоем мусора — как в книге «Город ржавчины» Джеммы Фоулер (в работе, выход в начале 2023). Напомнить, как ценно живое общение и насколько необходимо делать всё для предотвращения или своевременной остановки эпидемий — чтобы не оказаться в полной изоляции, как герои повести «Cleo Porter and the body electric» (сейчас на переводе). Показать, что нужно осознанно и разумно относиться к научным и техническим открытиям и изобретениям. И тогда их не придется скрывать — как героям «Острова, которого нет» Джо Уилсона — в страхе перед тем, что облеченные властью и деньгами используют их в корыстных и негуманных целях. И самое главное, антиутопии способны вселить юным читателям мысль: наше общее «послезавтра» — в их руках.

Подборка подготовлена издательством «Качели».

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *